В конце 2 курса защищается междисциплинарная курсовая работа. На вашем курсе такие защиты и сама работа будет проводиться впервые.
Вашему вниманию предлагается два типа проектов:
- Учебные по материалам пройденного курса КГ, они соответствуют курсовым работам по компьютерной графике у предыдущего курса бакалавров МИЭМ, когда он был семестровым.
- Учебно-практические. Они имеют более широкий охват и большую сложность и объём работы, о них-то и пойдет речь дальше.
Вы можете сами выбрать тип работы и конкретный проект в рамках допустимого количества и ролевого состава исполнителей, но помните, что сделать нужно будет именно ту работу, которую вы выбрали -- оценивается законченная работа в указанном в задании объёме, объёмы, сложность и уровень творчества/рутины в разных проектах разный.
Задачи завалить вас невыполнимым объёмом работы не стоит, но вряд ли поставленные задачи можно будет выполнить без приложения усилий и затрат времени.
Задачи завалить вас невыполнимым объёмом работы не стоит, но вряд ли поставленные задачи можно будет выполнить без приложения усилий и затрат времени.
Направления
1. Работа с железками и технологиями
Познакомиться с техникой -- это не значит, что вам приносят пудинг роутер и говорят:"Алиса, это пудинг" "Смотрите, это роутер и он работает так-то, надо сюда воткнуть и здесь нажать, настраивается так...".
Более вероятный сценарий: у меня, если поскрести по сусекам, есть всякое разное не очень бытовое или нечасто встречающееся оборудование. Я могу вам его притащить или дать к нему доступ в сети или лаборатории, чтобы вы могли покрутить настоящую железку. Что я имею в виду:
- Аналоговая офисная АТС Panasonic 1232
- Цифровые телефонные погремушки от LinkSys (9100, 3102) -- сервер и оцифровщик телефонной линии
- Cisco свичи и фаервол.
- Стримеры LTO2 и LTO3
- Некоторое DV-видеооборудование в студии
Дальше вы попадаете в классическую ситуацию "устроился на работу": перед вами задача (она будет вполне конкретной, хотя и допускает творчество в интерпретации, если результат достигается), железка, вперед разбираться.
Не верьте тем, кто говорит, что вам всегда будут давать детальное ТЗ и вы будете всё знать, что нужно для его реализации -- это вам про работу дворников рассказывают. Инженером быть куда веселее -- надо дотумкать самостоятельно. Разумеется, у вас есть "звонок другу", "помощь зала" и все такое, но цель и сроки фиксированы. В реальной жизни ещё и цели по ходу меняются.
В общем, этот путь -- для практиков, этапов будет несколько. Всё это не отменяет необходимости документирования -- не поверите, это не в институте придумали, что надо писать отчеты, хотя формы отчетности бывают разные, не всегда такие занудные, как у курсовых.
2. Создание информационного продукта
Здесь я имею в виду совершенно конкретный проект, который будет делаться безотносительно вашего участия в нем. Просто так совпало, что есть возможность включиться и набраться опыта. Я буду делать печатную версию конспектов по КГ, но не просто верстку того, что выкладывал для вас на сайте, а поинтереснее. Когда-то я работал в типографии дизайнером, так что кое-что подсказать смогу, хотя, за 11 лет много изменилось. :)
Другой параллельный проект -- по мотивам того же курса будет делаться видеоверсия для одной из образовательных платформ. Поскольку про Курсеру пока только разговоры ходят, а до дела не доходит, попрактикуемся на чем попроще. Здесь тоже будет, чем заняться: от иллюстраций до технологии видеопроизводства. По идее, эта тема более подходит для 4 курса, у них специализация по этой теме, но лучше уж я вам это предложу.
3. Создание программного продукта
Я уже привык, что наши студенты или ныряют в песок при слове "программирование" или задирают нос и шлангируют работу в институтских проектах, если уже без ошибок умеют писать "Hello world!" и строчат .....код где-то на стороне. Сразу определимся: я никого заставлять не собираюсь. Или вы горите желанием сделать что-то не-просто-учебное здесь и сейчас, или вы не занимаете моё, своё и компьютерное/лабораторное время. И сделать я для вас могу не так много: поставить задачу, разобрать с вами варианты решения на весьма общем уровне. Если вы упираетесь в какую-то проблему, мы можем придумать варианты решения, но ловить блох в вашем коде я а) не умею и б) если бы и умел -- это неправильно. См. п. 1, не всегда рядом люди, которые готовы с вами ковыряться, зато всегда рядом интернет, где есть форумы, как правило, зарубежные -- развивайте навыки коммуникации, поиска информации и осваивайте технологии. Все, про что этот курс и наша кафедра вообще.
Задания будут, скорее всего, из следующих областей:
- Малая офисная автоматизация. Для примера могу вам предложить довести до ума весь тот учет, что был на курсе КГ. Эти таблички вам уже знакомы, что-откуда-почему -- вы знаете. На выходе -- рабочий набор инструментов для ведения такого же курса. Мне этим все равно заниматься. Это не программирование даже, хотя, какие-нибудь скриптики пригодятся. Такие задачки возникают регулярно по жизни, так что навык все равно полезный.
- Облачные сервисы. Есть давняя затея, которая так и не реализована: как сделать безграничный видеоархив на базе существующих веб-сервисов. Задачка скорее занятная, чем сложная, но в реальном мире всегда найдется какая-нибудь закавыка, видео здесь -- повод, а не цель. Просто есть этот архив с терабайтами данных, есть понятная область применения, но в целом тема более универсальная. Подробности -- интересующимся.
- AI и распознавание. Единственный оставшийся полуживой проект --Автокамера. Около него можно найти себе место в разработке. Задачи есть очень разные, поэтому про него отдельно. Но правило простое: с пропадающими личностями и нытиками никто работать не будет. Взялся -- вывернись наизнанку, но доведи задачу до решения.
- Веб-платформы. Есть один живой и совсем не в МИЭМе проект, его автор -- некогда наш преподаватель и мой сокурсник. В проекте есть направление, пока никем не занятое -- нужно запустить свою платформу для онлайн-курсов. Есть готовая open-source платформа eDX, дальше конь не валялся. Самое оно освоиться с веб-технологиями. Когда-то я примерно так и делал -- за 3 недели с полного нуля, потом 5 лет этим занимался, но как инструментом, а не целью. Требования те же -- шлангизм недопустим.
- Веб-администрирование. Вот ещё в тему веб-технологий -- самое их нутро. Реальный проект -- консервация Auditory.ru. Опыту наберетесь -- мало не покажется. Не уверен, что вы представляете, что там на самом деле, но гарантирую -- это, как говорят англичане, challenging job. Хотели веб? Вот. Ответственность и настойчивость в достижении целей -- обязательный минимум качеств, остальное можно освоить.
- ... и так далее.
4. Исследовательская работа и отчеты о проектах
Сейчас эта тема вам покажется наинуднейшей. Но давайте вспомним первое эссе. Как-то все притихли, когда я на следующей после него лекции сказал, зачем на самом деле была эта затея. Думаете, я забыл или забил? Нет. И я считаю, что будет просто глупо не отжать несколько повышенных академических стипендий! Хоть просто из спортивного интереса. Но даже если у вас не так всё прекрасно с учебой и даже обычной стипендии нет, то все равно -- умение вести исследования или грамотно ставить эксперимент и представлять в академическом стиле свой проект -- это полезно. Как минимум -- для диплома, но вообще-то и по жизни. Бизнес-стиль тоже можно освоить, но сначала давайте хоть что-то сделаем, что можно представить, а уж про стартапы потом поговорим, тут я могу кой-чего вам рассказать из практики.
Итак, если вы в это погружаетесь, то тут два пути:
- Исследование. Вы копаете со всей дотошностью, вы ориентируетесь в теме после своих раскопок, причем, стартовая страница для вас тут не Google, а Library.hse.ru. Хотя, и в Гугле тоже надо уметь искать и фильтровать. Для тех, кто определится, я придумаю темы, которые были бы не просто так, а с пользой и могли быть потом опубликованы, а вам пошли ещё и в дипломы (долго ли осталось?).
- Разработка. Вот сделали вы что-то. Дальше-то что? Надо грант получить или статью шлепнуть (это магистрам и аспирантам актуальнее). Разумеется, сначала нужен проект.
5. Ваше представление в Сети
Это общекультурная тема, а не тема чьего-то погружения. Погрузитесь, кому интересно, сами и институт тут не причем. Но есть общие правила и best practice, о которых большинство в вашем возрасте/статусе не задумывается, а пора бы. Обсудим, потренируемся. Если у кого есть фобии по части соцсетей и прочего представления себя общественности, я не настаиваю -- дело ваше.
Конкретные проекты
Номер проекта состоит из двух частей: номер направления (точка) номер проекта в теме. Просто для удобства идентификации. Список может пополняться или меняться со временем.
1.1. Домашний телефон в любой точке мира.
Цель
- Использовать домашний городской телефон (МГТС) на даче (в отпуске,...).
Задачи
- Оцифровать сигнал телефонной линии при помощи устройства LinkSys 3102;
- Отправить сигнал на сервер (варианты: аппаратный LinkSys 9100, программный Asterisk);
- Настроить на IP-телефонах (LinkSys..., приложение под Android/iPhone, десктопные приложения).
- Настроить переадресацию, донабор и т.д, учитывая, что в месте оцифровки используются телефоны с возможностью подключения через VoIP (Siemens Gigaset ...).
- Настроить планы звонков с выбором наилучшего тарифа при использовании подключения к одному из операторов VoIP (Sipnet). Городская линия и VoIP должны использоваться как для входящих, так и исходящих звонков.
- Могу принести линксисовские коробки (сервер и оцифратор), есть VoIP телефоны.
- Для получения сигнала телефонной линии есть два варианта: или мы берем городской телефон где-нибудь на кафедре (там они есть, но надо выловить), либо я приношу аналоговую офисную АТС, берем с неё.
- Для запуска Asterisk на сервере могу предложить свой домашний NAS, там всё поднимается из коробки в графическом интерфейсе. Адрес проброшен через DDNS сервис в открытый интернет.
- Сервер LinkSys 9100 могу посадить на прямой IP в офисе на работе. Он за NAT может не работать.
Ожидаемый результат
- На мобильнике, компьютере и VoIP трубке принимаются звонки, поступающие на городской телефон.
- Звонящий на городской телефон может набрать дополнительный номер для адресного вызова абонента. При необходимости, эта функция отключается.
- Внутренние абоненты могут звонить друг другу
- Исходящий звонок отправляется по наиболее подходящему каналу связи (по тарифу).
- В качестве VoIP сервера используется один или оба предложенных варианта. Предпочтительнее Asterisk как более универсальный, но с требованием к работе на DDNS адресе на NAS.
- Все настройки всех устройств и программ задокументированы с подробными пояснениями.
- Работа всех устройств наглядно представляется на защите курсовой.
Проектная группа
- Разумный состав группы -- 2 человека. Возможно разделение на 3 человека, но при четком обосновании этого разделения по видам выполняемых работ.
1.2. Аналоговая офисная АТС
Этот проект более тренировочный, чем предыдущий, оборудование старое, но принципы построения офисной телефонной сети от этого не изменяются. Современные офисы используют цифровые АТС и цифровые телефоны, но аналоговые линии по-прежнему имеют широкое применение и намного дешевле по оборудованию.
Цель
- Развертывание аналоговой офисной сети на базе АТС Panasonic.
Задачи
- Установить АТС для, как минимум, 2 внешних и 5 внутренних линий, настроить порядок выхода на внешние линии.
- Настроить максимум возможностей используемой АТС (Panasonic 1232 с дополнительными модулями -- DISA, расширение номеров и тд). Определим при анализе.
- Составить план развертывания для заданного офиса и инструкции для аналоговых и цифровых аппаратов, для ролей "секретарь", "сотрудник", "руководитель".
- Продемонстрировать все описанные возможности в работе на защите.
Оборудование и сервисы
- АТС Panasonic 1232 -- принесу. И патчпанель к ней. По умолчанию там телефонный кросс, это ужасно.
- Телефонные линии на кафедре предстоит выловить и это нетривиальная задача, требующая привлечения внешних сил. Когда-то у нас было много номеров и из них один -- трехлинейный.
Ожидаемый результат
- Демонстрация на защите
- Инструкция для указанных сотрудников.
Проектная группа
- На проекте работа в действительности есть только на одного человека. Второй нужен только на этапе тестирования и демонстрации. Поэтому допускаются как одиночки, так и пары, но в паре нужно описать, кто чем будет заниматься.
1.3. Создание защищенной офисной сети
Сетевые технологии вам ещё будут рассказывать, но это всё бесполезно без практики. У вас есть возможность самостоятельно погрузиться в задачи, которые встают перед системным администратором в небольшой или средней организации.
Цель
- Создание локальной сети в офисе с удаленными филиалами и мобильными сотрудниками.
Задачи
- Установить сервер Windows c доменом
- Установить 2 клиентские машины в домене
- Установить резервное копирование на LTO.
- Разделить офис на 2 виртуальные локальные сети (VLAN) (используется коммутатор Cisco Catalyst)
- Обеспечить соединение по VPN с удаленным филиалом или сотрудником при помощи Cisco PIX 501. Он же обеспечит NAT и DHCP в сети.
- Решить задачи восстановления образов пользовательских компьютеров, бекапа пользовательских данных, удаленного администрирования и тд -- по мере готовности.
Оборудование и сервисы
- 1-2 свича Cisco Catalyst я могу притащить без проблем.
- 1 Cisco PIX 501 есть, но надо найти к нему блок питания с хитрыми характеристиками: 3,3В / 4,5 А. Думаем, где такое взять. :) Потом мне понадобится сделать с этой коробкой магическую операцию по очистке от настроек и можно пользоваться.
- На кафедре есть пара ноутбуков Core 2 в качестве "пользовательских" машин и можно накопать какой-нибудь компьютер в качестве сервера, есть архивная машина с Win2008 и LTO.
- Вам бы пригодились свои ноутбуки для экспериментов.
Ожидаемый результат
- К защите проводится постановка ряда экспериментов, которые документируются и представляются комиссии. Так же, к моменту защиты сервисы сети должны работать и быть продемонстрированы по запросу.
- Отчет содержит описание хода работ и пояснения причин выбора тех или иных решений.
- Исполнители понимают, какие технологии и программы использовали, как это работает и тд. Короче, вы в теме, а не просто "прочитали мануал и потыкали кнопки - завелось". Вы сможете переконфигурировать оборудование и программы, если вам предложат это сделать и понимаете, что это за ошибки посыпались в логи.
Проектная группа
- Минимальный состав -- два технически мыслящих человека. Максимальный -- три. Традиционно, от вас потребуется четкое распределение ролей и зон ответственности. И понимание оного.
1.4. Ленточные накопители
Это персональная тема для исследователя-технаря. Из серии "покопаться-потыкать". Ленточные накопители вышли из бытового применения даже в видеотехнике, но остались в профессиональных устройствах резервного копирования и хранения информации. Вдобавок, интерфейс SCSI, с которым предлагается работать, никогда и не был бытовым. Тем не менее, задачи этого проекта весьма актуальны и по сей день.
Цель
- Наладить использование ленточного накопителя LTO в производственном процессе видеостудии.
Возможны два варианта движения:
- Использование ленточного накопителя для хранения данных видеоархива
- Использование ленточного накопителя для записи цифрового видеосигнала (LTO-видеомагнитофон). Такие устройства существуют, но на базе компьютерных стриммеров я ничего похожего не встречал, а было бы забавно само по себе.
Задачи
- Анализ: программы, работающие с LTO. Из них нужно выделить те, что сами по себе держат библиотеку записей (Symantec Backup Exec) и те, что имеют API, при помощи которого можно работать с пленками из других программ, в т.ч. самописных. Важно понимать, что архив -- это десятки и сотни кассет, на которых есть просто номер. Содержание каждой кассеты должно быть проиндексировано где-то в базе системы архивного хранения, как бы она ни была организована.
- Анализ: как вообще пишутся данные на пленку на уровне драйверов. Можно ли туда писать не из файловой системы и не файлы? Поток? Или файл, но в виде потока. В общем, исследуем возможности использования в роли магнитофона, нужно понимать интерфейс, команды, форматы данных, что за драйверы и тд.
- Практический раздел - вариант 1: самописная программа, записывающая и воспроизводящая по запросу нужные данные на кассетах. Подробное задание -- с теми, кто выберет эту тему.
- Практический раздел - вариант 2: установленные программы сторонних производителей, выполняющие те же задачи.
Оборудование и сервисы
- Компьютер с контроллером SCSI и LTO3.
- Есть видеоархив студии, написанный когда-то студентом, но этот архив не умеет хранить данные на внешних носителях. Можно попытаться интегрировать хранение на пленках в него.
Ожидаемый результат
- По исследованию: заключение о возможности записи видео-как-потока.
- По софту: обзор софта с результатами тестирования.
- По разработке: действующая программа или набор сторонних программ, выполняющие запись-считывание с пленок по запросу и ведение базы хранимых данных.
- Опционально: интеграция в видеоархив кафедры.
Проектная группа:
- В зависимости от конкретного задания -- персональный проект или группа из 2 человек.
1.5. Работа с DV
Век DV уже заканчивается, но эта технология хотя бы доступна для изучения и есть различное оборудование, с которым можно поработать.
Цель
- Проверка носителей и файлов DV, получение метаданных.
Задачи
- Найти способ верификации на ошибки кассет и записей miniDV. Как недеструктивный (по имеющейся записи), так и деструктивный (запись-чтение). В качестве привода может использоваться любая видеокамера или видеомагнитофон DV.
- Найти утилиты (или написать свою) для проверки файлов DV AVI / DV и для вылавливания метаданных из них (дата/время и др.).
- Найти софт для хранения данных на DV-кассетах и проверить надежность такого способа хранения и оценить целесообразность этого способа (экономическую, техническую).
Оборудование и сервисы
- В студии есть DV-магнитофон и камеры. Есть так же маленькая камера с USB-интерфейсом, но не факт, что он полноценно подходит для поставленной задачи.
- Там же можно найти множество кассет разной степени убитости.
- Есть множество DV AVI файлов, которые можно и нужно проверить.
Ожидаемый результат
- Все описанные задачи целесообразно представить в виде собственных или сторонних программ. При работе с файлами необходим пакетный режим, логирование, выдача результата на экран.
Проектная группа
- Проект для одного исполнителя.
1.6. Архивное хранилище
Выше приводилось задание по работе с LTO, но это все-таки специфическая техника. А вот хранение на жестких дисках -- это обычное дело. Только есть ограничение на количество подключенных к одному компьютеру жестких дисков. А если стоит задача хранить большой архив, к которому редко обращаются? Обычные способы в этой ситуации неэффективны -- много дисков подключить в один сервер невозможно, диски работают постоянно, тратят электричество, выделяют тепло (нужно охлаждение), расходуют свой ресурс. Но и хранить их на полке неудобно. Есть идея....
Году в 2010 я эту тему запустил в смысле разработки такого железа. С какой-то итерации пришли к такой конструкции: есть USB, его разветвляем, подключаем по переходнику USB-SATA и втыкаем туда винчестеры. Конструкция предполагалась в виде платы на 6 винчестеров, в серверный корпус 4RU влезает 9 таких плат, блок питания и компьютер. Итого -- 54 винчестера. И даже плату сделали. Но тогда элементная база подкачала, а на вторую итерацию не хватило сил. Сейчас же все это доступно в виде простых конвертеров/хабов и прочей мелкой компьютерной техники.
Важно уметь загонять диски в глубокий сон, чтобы блок питания не удивлялся нашим аппетитам.
Второе важное направление -- найти платформу типа Pi, которая бы эффективно гоняла данные между Ethernet1000 и USB 3.0. То есть, имела такие интерфейсы, небольшую цену и высокую производительность в этой операции (обычно, мелкая техника тормозит сетевые операции из-за слабого процессора, оттого домашние NAS имеют низкую скорость обмена данными по тому же гигабиту). Использование одноплатных компьютеров позволит существенно гибче подходить к поставленной задаче, но не должно вносить ограничения в производительность. В качестве компромисса можно использовать USB 2.0, но это крайне нежелательно.
Цель:
- Создать прототип архивного хранилища высокой плотности и продемонстрировать работоспособность самой идеи использования USB-SATA для этих целей.
Задачи
- На базе существующих устройств (см. ниже) собрать хранилище на 6-12 жестких дисков, которое можно масштабировать хотя бы до 48 дисков
- Выбрать файловую систему и управлять работой дисков таким образом, чтобы максимально эффективно использовать эту конструкцию и снизить требования к питанию и охлаждению до минимума.
- Провести анализ существующих компьютерных платформ, пригодных для построения подобных систем в серверном исполнении.
- Обеспечить программную прослойку для прозрачной работы с архивом
- Обеспечить кеширование данных.
- Провести полномасштабное тестирование скорости и надежности.
Оборудование и сервисы
- Если кто-то берется за это, я заказываю соответствующие железки на DX.
- Винчестеры есть.
Ожидаемый результат
- Минимально: собираем всё как оно есть, добиваемся работы от всей конструкции: компьютер с подключенными железками должен по сети видеться, как сетевой диск соответствующего объёма, при этом диски должны грамотно управляться по питанию/режиму.
- Правильно: собрать всё в какой-то корпус, снабдить промежуточным кеширующим сервером и дописать соответствующий софт, чтобы всё это работало: снаружи файлы пишутся в кеш, потом раскидываются по дискам. Последние файлы живут в кеше. Ну и так далее.
- Железячникам: можно взять старый проект, переосмыслить и сделать. Но помним, что это связано с кучей попутных сложностей с элементной базой и вообще.
Проектная группа
- В зависимости от итогового состава задач в проекте это 2-3 человека.
2.1. Учебное пособие (печатная версия)
Вы только что прослушали курс КГ? И я только что его написал. Вот такое совпадение. К каждой лекции выкладывались текстовые материалы -- не скажу, что шедевры, но это лучше, чем ничего. А давайте сделаем хотя бы "хорошо"? И как-нибудь затейно-идейно? Ведь можно же оторваться и сделать прикольный учебник, рабочую тетрадь или еще что-то. И потом издать даже -- всегда приятно держать в руках книгу, которую сам делал. Точно вам говорю -- я в типографии работал :)
Цель
- Создать насыщенное интерактивом, интересное, увлекательное, запоминающееся печатное учебное пособие по курсу "Компьютерная графика".
Задачи
- Сверстать текст в Indesign
- Отрисовать иллюстрации (в презентациях и конспектах они откуда попало набраны, надо определить, какие нельзя использовать по правам и вообще определить стиль оформления)
- При помощи QR-кодов и прочей мобильной augmented reality снабдить тексты электронными переходами. Будем считать, что этот учебник надо читать с мобильником в руке. Или планшетиком. Это могут быть ссылки на видео, иллюстрации, тесты, сайты что еще придумаем.
- Сделать обычную и art-версию. В последней можно использовать разные форматы и материалы внутри издания (разворачивающиеся странички, вкладки и тд). Как пример -- ваш почемучник ВШЭ.
- Довести до ума содержание (это ко мне, в первую очередь, но вы же скажете, где было туго, где лишнее и тд?)
Ресурсы и сервисы
- Где исходная информация -- вы знаете, осваиваем верстку и вперед. Полюбому полезный навык.
- Будем обсуждать, как сделать из имеющихся материалов конфетку с интерактивом плюшками. Очевидно, будет какая-то ответная сетевая часть, возможно, на гуглодоке и прочих доступных сервисах.
Ожидаемый результат
- Книга. Такая, чтобы вы сами гордились тем, что делали её. Полезная для следующих студентов, красивая и вся из себя инновационная (нельзя же не употребить это слово).
Проектная группа
- Эффективно можно работать в команде из двух человек, помимо меня. Хотелось бы понять, кто именно заинтересуется, что хочет/может/умеет и по итогам распределения задач будет яснее. Очевидно, что больше 3 студентов тут не потребуется.
2.2. Учебный видеокурс.
Возьмем ту же компьютерную графику, раз она попала под раздачу, и сделаем из нее видеокурс для какой-нибудь Udemy. Если все будет хорошо, потом адаптируем его для Coursera.
Как и в случае с книжкой, не будем ставить себе низкую планку (сверстать и напечатать было бы скучно), поэтому цель будет интереснее:
Цель
- Создать и запустить видеокурс "Компьютерная графика" для Udemy.com, отработав на этом примере технологию подготовки подобных курсов на будущее.
Задачи
- Подготовить иллюстрации, тексты и презентации. Написать "экранный текст" (речь для видео -- это не то же самое, что для учебника или для лекции).
- Сделать съемочный сценарий, продумать вставки и примеры.
- Снять и смонтировать.
- Изучить платформу Udemy и оптимально использовать её возможности с нашим контентом.
- Изучить другие платформы и систематизировать эти знания
- Запустить курс.
Ресурсы и сервисы
- Работаем со мной по контенту. И с той группой, что будет заниматься учебником.
- Для исследования можно взять и поставить eDX, про него будет отдельный проект, кстати.
- Видеотехника есть, но это далеко не главное. Снять лекции можно где угодно и на что угодно, лишь бы приличное качество было, а вот иллюстрации сильно завязаны на проект печатного учебного пособия.
- Возможности интерактива станут ясны по итогам изучения возможностей платформ.
Ожидаемый результат
- Запущен курс на Udemy
- Есть и описана технология эффективной подготовки других курсов (какие возможности есть, на что лучше не рассчитывать, какие форматы...) для этой платформы. Best practice.
- Изучены альтернативные платформы для частных авторов. Если будет возможность -- изучить платформу Курсеры.
- Важно: во всех этих запущенных курсах не должно быть проблем с нелегальным контентом. А то какая-нибудь случайно сохранившаяся взятая с неправильного сайта картинка может нам подпортить всю затею.
Проектная группа
- 2 человека, помимо меня.
- Возможны пересечения с проектом учебника.
- Возможны пересечения с проектом eDX
2.3. Учебная платформа
Все же уже поплевались от общения с вышкинской LMS? На самом деле, когда у нас была своя MOODLE на кафедре, все тоже плевались. Никто просто представить не мог, что бывает хуже, а вот... бывает. А ведь они могли бы быть виртуальной платформой, на которой бы легко и непринужденно проводилось обучение в реальном мире. Современные MOOC используют свои, тоже, наверное, не идеальные программные среды.
В рамках проекта ECLASS.CC есть возможность сесть в этот скорый поезд, причем, рядом с машинистом. Работа касается развертывания eDX (опенсорсная МООС платформа) и всего, что связано с дальнейшим. Проект некоммерческий, но удивительно живой. И автор там -- не пожалеете, что познакомились.
Цель
- Создание образовательной платформы на базе open-source софта eDX в проекте Eclass.cc и последующая интеграция этих сервисов.
Задачи
- Уточнить задачи у автора проекта
- Изучить eDX и все, что с этим связано
Ожидаемый результат
- Работающий образовательный модуль в ECLASS.CC
- Толпы пользователей и всемирная слава :)
Проектная группа
- 1 человек.
- Возможно, спектр задач будет шире и коснется не только этого модуля, тогда можно подумать о привлечении дополнительных сил.
3.1. Малая автоматизация офисных задач
Малая автоматизация -- это скрипты, упрощающие жизнь. Вот, например, тот же курс КГ -- вся обработка тестов, вся статистика делалась в таблицах Гугл. Это удобно для "штучных" задач, когда нет смысла писать какую-то программу, отлаживать ее, тестить на разных исключительных случаях, а можно просто написать формулы, если что не так -- поправить их или исправить исключения вручную. Тем не менее, это утомительное дело и, когда уже понятно, что требуется и в каких форматах поступают данные, разумнее даже на уровне формул-скриптов довести процесс сбора-обработки-выдачи результатов до полной автоматизации. Чтобы далеко не ходить, автоматизируем проведение курса на примере того же КГ.
Цель
- Автоматизация электронной поддержки проведения курсов на базе GoogleDocs.
Задачи
- Описать потоки данных и рабочий процесс
- Формализовать и обосновать выбор вариантов реализации. Учитывать, что не все функции Spreadsheets работают с результатами выдачи других функций, им чистые данные подавай.
- Сделать скрипты и образцовые таблицы, инструкции по их использованию, которые позволят автомиатизировать ведение тестов, учет оценок, кросс-рецензирование и так далее.
Ожидаемый результат
- Папка в Google Drive с необходимым и достаточным набором файлов для проведения курса с поддержкой средствами Google Spreadsheets / Blogger
- Инструкция по применению и рекомендации на разные случаи жизни. Ограничения.
Проектная группа
- 1 человек.
3.2. Использование облачных сервисов для ведения видеоархива
Здесь речь не о том, чтобы арендовать место у Амазона. Всё немного хитрее. Нельзя же просто взять и не вывернуть наизнанку какую-нибудь идею? Вот есть два известных сервиса, я на их примере буду рассказывать:
Youtube -- туда можно загрузить любое видео и оно будет показываться всем, если вы не использовали копирайтную музыку, конечно. Есть плейлисты, каналы, описание какое-то можно ввести. Но выгрузить обратно файл в исходном формате невозможно. Загруженный файл будет сконвертирован в сильно пожатый H.264. Обратно можно забрать только его, но это сильная потеря качества.
CrashPlan -- это широко известный в узких кругах сервис для бекапов. За небольшие деньги они дают неограниченный объём хранения. Есть тарифы для дома (5 машин), есть корпоративные, уже дорогие. А что такое "1 компьютер"? Вот компьютер, в который втыкают разные винчестеры -- это же 1 компьютер? Вот эту тонкость мы и должны использовать.
Цель
Получить много и задешево- Создать облачное хранилище оригиналов и потоковых версий видеофайлов на базе существующих сервисов путем их интеграции через промежуточную прослойку.
Задачи
- Модуль 1: аплоадер на Youtube
- Модуль 2: взаимодействие с Crashplan (отправка/скачивание конкретных файлов)
- Модуль 3: веб-интерфейс для представления и связывания этих сервисов и хранимых в них документов в логическую структуру видеоархива. Там же хранится профиль пользователя, в котором записаны его логины на Youtube и Crashplan (их может быть много)
- Модуль 4: приложение на пользовательском компьютере, выполняющее загрузку файлов на YouTube и Crashplan и метаданных в базу данных веб-интерфейса.
Сервисы и ресурсы
- Youtube, Crashplan
- Хостинг по необходимости добудем.
- Исходные файлы на жестких дисках и изобилии есть.
Ожидаемый результат
- Программа на компьютере висит в трее. В настройках можно ввести свой логин/пароль к сервису видеоархива (веб-интерфейсу), можно открыть этот веб-интерфейс. Можно указать, какие папки мониторить для отправки.
- В личном кабинете веб-сервиса можно указать аккаунты в Youtube и Crashplan, чтобы подключенное приложение могло авторизоваться на них и отправлять туда файлы, выгружать по запросу обратно.
- Веб-интерфейс позволяет связывать видео в события, вводить метаописания, отмечать отдельные файлы или группы для загрузки оригиналов, публиковать видео в интернет (оно и так в интернет) при помощи плеера Youtube.
- Поддерживается многопользовательская работа (вот зачем много аккаунтов): база одна, а на ютюбы-крашпланы заливаться может по другому распределению -- чьи-то ролики отдельно.
Проектная группа
- Явно предстоит разработка на, как минимум, двух языках. Проект модульный, но связанный, работа может и не огромная, но разлапистая. Поэтому разумной рабочей группой (рабочей, а не шлангирующей!) я бы видел команду из трех человек, причем, здесь тот самый случай, когда дизайнера можно позвать потом отдельно, а пока взять что-то готовое.
3.3. Автокамера - фрагменты проекта
Несколько лет назад на кафедре было две комнаты, где работали студенты: видеостудия (505 по вышкинской нумерации) и комната разработчиков (502, теперь преподская). Пока в студии бегали с камерами и монтировали видео, разработчики сочиняли интересные проекты. Один из таких дожил в полуобморочном состоянии до нашего времени -- это Автокамера. Устройство, которое само снимает лектора на видео, записывает презентацию, транслирует и записывает всё отснятое. И все это полностью автоматически.
Проект идет вяло и там есть, к чему пристроиться, поэтому здесь я не буду писать конкретное задание, а перечислю примерные области приложения сил:
- Работа с низкоуровневым управлением поворотной камерой (PTZ). Интерфейсы VISCA, RS232.
- Распознавание человека, определение крупности плана, поворота головы, идентификация человека с разных сторон... в общем, распознавание видео в широком спектре задач.
- Работа с несколькими камерами для распознавания.
- Обработка видео в автоматическом режиме под Linux и Windows.
- Создание Touch-интерфейса для приложения.
- Создание First Person View (FPV) интерфейса управления для управления камерой с помощью видеоочков.
- Электроника -- управление камерой своими командами, минуя интерфейс.
- Администрирование и сети -- надежность работы автономной системы, ее подключений к радиосети и тд. Отладка программной части, минимизация программной обвески.
Здесь очень широкий спектр задач, но типовой случай -- человек приходит в проект, в котором никакой движухи нет, и создает движуху. Потому что иначе там ниего не сделать -- только собственной энергией продавить инерцию. В мае эта штука во временном корпусе даже работала кое-как, наша задача запустить сначала минимальную версию в пригодном для коммерческого использования виде, продать, сделать другую -- лучше, легче, умнее. Это вполне коммерческий проект, но пока он чисто инициативный. Хотя, Вышка готова была купить пару таких камер еще весной, их наше предложение устроило.
3.4. Сворачивание Аудитории
В этом месяце исполняется 10 лет домену Auditory.ru. Вы не застали расцвет этого проекта, но в 2005-2007 это была невиданная для стареющего и впадающего с спячку вуза, затея. Однако, помимо "все ушли и проект сдулся" есть ещё другое обстоятельство -- он морально устарел. Даже для сервисов, не имеющих замены, уже нет смысла продлевать мучения. Да и кафедра, которую представляла Аудитория, уже не будет играть той значимой роли в том виде, как это было тогда. Так что задача стоит скорее техническая:
Цель
Свернуть ресурсы Auditory.ru с частичным отключением, частичным замораживанием и частичным переводом в автономную работу на другой площадке.
Задачи
- Инвентаризировать ещё действующие ресурсы.
- Определить план действий для каждого (закрыть, заморозить, вывести в автономку, перевести на гуглоавторизацию).
- Для тех ресурсов, что можно перевести в гугловскую базу пользователей -- я нахожу хостинг, вы подключаете к базе пользователей домена Auditory.ru в гугле.
- Для ресурсов, которые таким образом модифицировать сложно, потребуется перетащить базу пользователей из LDAP или перетаскивать их вместе с LDAP, что не добавит им стабильности при отсутствии обслуживания.
- Для ресурсов, которые нужно заморозить, если такие будут -- перенести на указанный хостинг и убедиться, что они стоят и не падают.
- Хороший вариант -- попутно обновить движки. Например, фотогалерею. Но это вряд ли её спасет как проект, для хранения фоток есть и другие места, у нее была более интересная задача.
- Прикола ради, можно всё это богатство загнать на мой домашний NAS. Ну просто забавно будет наблюдать, как то, что раньше жило в двух стойках с серверами, поместится в махонькую коробочку на столе, размером немногим больше 2 винчестеров.
Ресурсы и сервисы
- Сервисы найдете в верхней строке Auditory.ru, из них критичные: форум, галерея, вики, надо не продолбать -- библиотека, LMS. Остальное -- по вкусу, файловый сервер мы прикроем. Сам сайт Auditory.ru можно вывести тоже на память, напишу там некролог, чего уж там.
- Ресурсы: есть договоренность с одним из активных участников проекта, что он может приютить сайты. Он может предоставить доступ к хостингу, дальше -- сами.
- Специфика: в отличие от Вышки в 2013, у нас в 2005 был запущен единый каталог пользователей и все до единого сервисы (не только сайты) цепляли пользователей оттуда. Ввиду всеобщего развала в 2012 почта была переведена на Гугл, логичнее всего и все ресурсы перецепить туда же. Например, форум так и работает и ваш курс -- первый, у которого не было записей в LDAP, а сразу в гугле.
Ожидаемый результат
- Auditory.ru открывает тот же сайт, с него есть доступ к форуму, галерее, вики, ЛМС и библиотеке. Возможно, к видеоархиву, если заведется (это отдельно).
- Пользователь может залогиниться на любом из ресурсов со своей учетной записью auditory.ru через гугловский домен. Про SSO не говорю, хотя это и замечательно.
Проектная группа
- Нужен админ и веб-прогер. Два человека с ответственным отношением к делу, как минимум, с уважением к трудам предыдущих поколений и к истории. Она полюбому интереснее современности, какой вы ее видите.
3.5. Видеоархив
Однажды один второкурсник подошел ко мне и сказал, что знает, что нужно сделать, чтобы в видеостудии люди не мучались с кучей видеоматериалов и не теряли эти записи. Решение-то очевидное, но ничего похожего пригодного для работы не было. К осени он сделал первую версию Системы Организации ВидеоАрхива (СОВА). Потом он её допилил и так архив жил до сентября прошлого года, когда умер сервер со всеми данными. Данные частично восстановили, часть была на внешних носителях, но важнее, что СОВА устарела за это время -- она была заточена только на DV. Желающие, если таковые найдутся, могут включиться в проект замены Совы или её модернизации. На деле там ничего выдающегося, неизвестно, что сложнее - собрать на стороннем софте или допилить кривой код того студента. :)
Кто надумает эту тему, пишите, детализирую задание.
---
PS: Веб-редактор прекрасен своей способностью забавно форматировать введенный текст. Когда-нибудь я прогоню это через чистилку, но пока увеличьте размер шрифта в браузере :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий