пятница, 1 ноября 2013 г.

Снова здравствуйте!

Только закончился курс компьютерной графики, и вот мы снова вместе. На этот раз -- в более скромном составе и к нам присоединяется группа УК.

На этот раз у нас нет плана, что, когда и как будем изучать. Даже указанные в расписании "лекции" и "лабы" -- это лишь строчки в расписании. Тем более, кажется, там потеряли половину лабораторок. Попробуем собрать в кучу все окружающие обстоятельства и хотя бы в общем виде представить, что и как мы будем делать следующие полгода, для начала -- в ближайшем модуле.

Расписание и состав групп

Это не такой простой вопрос, как могло бы показаться. С лекциями все понятно: нечетные пятницы, 12.10 для групп ИКТ и УК. Почему нечетной оказалась вторая неделя, перед которой идет четная с лабой, я догадываюсь, но от этого не легче. 
  1. 15 ноября
  2. 29 ноября
  3. 13 декабря
А с лабами всё интереснее: будет две подгруппы: 

1 подгруппа: 

  1. 8 ноября
  2. 22 ноября
  3. 6 декабря
  4. 20 декабря
По пятницам, в 12.10.

2 подгруппа

  1. 15 ноября
  2. 29 ноября
  3. 13 декабря
По пятницам, в 13.40.

Почему у второй подгруппы нет четвертой лабы, спросите вы? Не знаю. Кажется, она потерялась. Пусть вас это не смущает, найдем и впихнем в расписание. Но это не всё:
  • Группа ИКТ имеет численность 30 человек (живыми). 
  • Группа УК имеет численность 6 (или уже больше?) человек. 
  • При этом, в пятницу у УК других занятий, кроме курса ОИКТ, нет. 
Поэтому разделение групп будет таким: 
  1. подгруппа: ИКТ в количестве около 18 человек.
  2. подгруппа: ИКТ + УК.
И здесь встает важный вопрос: если обычно подгруппы равнозначны и это разделение роли не играет, то теперь не тот случай. Мы же ещё ничего не знаем про содержание курса и лаб в частности.  Так что запомним необходимость выбора, причем, до 8 ноября, то есть, задолго до лекции, на которой я бы вам мог теоретически это всё рассказать. 

Содержание курса

Я читал ваши отзывы в анкете про курс КГ. Спасибо, рад, что многим понравилось, более детальный обзор я опубликую на сайте КГ позже. Так вот: этот курс будет совсем другим. Давайте опишу в противопоставлении уже известному вам КГ:
  • КГ был построен по принципу массовых онлайн курсов. Несмотря на то, что каждый из вас мог сколько угодно общаться со мной или с Алексеем через электронные средства связи, это все равно был практически онлайн-курс, для этого можно было и не собираться в одном месте. Теперь у нас курс кафедральный, для ограниченного числа слушателей.
  • КГ -- это обзорный курс. В этом они похожи, но в этот теперь "обзор" будет с углублением в какую-то область. И времени у вас больше и есть хоть чуть-чуть времени на пообщаться с каждым лично. Кто не знал, раньше у нас студенты вели свои проекты и к 4 курсу обучение становилось вообще индивидуальным. Вам такое не светит, но это не значит "плохо". Это значит, что желающие отсидеться в кустах получат такую возможность, а для людей творческих откроются новые перспективы, не предусмотренные учебными планами и прочей формалистикой.
  • Курс КГ я веду с 2002 года, его пришлось основательно переделать, но там всё более-менее понятно и установлено стандартом. А вот выборный курс, никому не подотчетный, мы можем строить на свое усмотрение и в меру возможностей и вашей же активности. Летом я спрашивал, что бы вы хотели видеть в курсе КГ, но так получилось, что единственная сформулированная тема как раз и пролетела вместе с частично обломавшейся восьмой лекцией. Наверстаем. Но разве на лекциях учатся? Это повод собраться, учиться надо на практике. 
  • Кстати, о практике. Вы отмечали бесполезность аудиторной части лабораторок. У нас были накладки -- наложились разные неприятности, на следующий год учтем, но курс ОИКТ просто обречен на некоторый сумбур и я попробую объяснить, почему.

Практика


О чем бы мы ни говорили, что бы ни изучали, никакого прока от этого не будет, пока вы не потыкаете кнопки, провода или паяльник. Инженер-теоретик -- это в теории возможно, но на практике ненужно. Теоретиком можно стать потом, имея большой опыт. 
С другой стороны, даже 18 человек в подгруппе -- это нереально много, чтобы заняться хоть чем-то дельным. И ограниченность пространства и времени лишает нас свободы маневра. Еще весной я бы сказал вам: "вот кафедра, хоть до ночи там сидите с оборудованием", теперь же всё, порядки другие. 
У каждого из вас есть какие-то интересы и предпочтения. Жизнь показывает, что спрашивать "что тебе интересно" абсолютно бесполезно. Поэтому я предложу вам карту тем в виде mind map, по ней будем постепенно проходить, но главное -- предложу несколько целевых показателей. Обычно-то цель одна -- набрать баллы в той или иной форме, для этого сдать столько-то работ... ну вы знаете. Давайте рассматривать этот курс немного в другом ключе: что полезного для себя вы вынесете по итогам его изучения. Не моего вам повествования, а изучения вами
Отсюда вырисовывается очевидная сложность, с которой мы обязательно столкнемся и я надеюсь на ваше понимание: если в группе у всех какие-то свои интересы и задания, то "школьной" версии урока "дети, сегодня мы делаем то-то" никак не получится. Время в аудитории у вас будет скорее для самостоятельной работы, общения между собой и с преподавателем. 
Другой вариант -- это если я кого-нибудь к вам притащу на лекцию или лабу. Причем, заметьте -- не на две лабы, а только на ту, которая ближе по теме. То есть, группы заведомо разные. И принцип, по которому они разделятся, нам надо еще установить.

Цели и задачи

С этого обычно начинают, но я хотел, чтобы вы прочитали много букв поняли контекст. 
Итак, если отбросить на время утилитарную цель "получить зачет" (именно получить), то я бы вам предложил следующие: 
  1. Познакомиться с техникой поближе. Не просто посмотреть, а научиться что-то делать с конкретными устройствами, технологиями -- получить видимый результат, хоть и учебный. 
  2. Освоить производство информационных продуктов. Создать вполне конкретный информационный продукт -- книгу, видеокурс, но не просто сверстать, склеить, а сделать идейно и так, чтобы не стыдно было потом показать: "я в этом проекте .... делал!" (в резюме, да).
  3. Создать программный продукт. Небольшой, но законченный и практически применимый. Для тех, кто не убегает при слове "программирование".
  4. Научиться ведению исследовательской работы и описанию своих разработок.
  5. Создать и научиться поддерживать своё представление в Сети. Если завтра вы будете устраиваться на работу, то что о вас можно узнать из Сети? Ничего? Или что вы ели на завтрак? А что бы стоило опубликовать и как себя подать? А как и какими средствами стоит вести деловые контакты? Назовем это "нетикет", хотя тема шире. Это уже общая тема, всем полезно. 
Можно продолжать этот список, но для ориентира хватит. Пока для большинства это всё общие слова, попробую объяснить, что эти пункты значат: 

1. Работа с железками и технологиями

Познакомиться с техникой -- это не значит, что вам приносят пудинг роутер и говорят: "Алиса, это пудинг" "Смотрите, это роутер и он работает так-то, надо сюда воткнуть и здесь нажать, настраивается так...".
Более вероятный сценарий: у меня, если поскрести по сусекам, есть всякое разное не очень бытовое или нечасто встречающееся оборудование. Я могу вам его притащить или дать к нему доступ в сети или лаборатории, чтобы вы могли покрутить настоящую железку. Что я имею в виду: 
  • Аналоговая офисная АТС Panasonic 1232
  • Цифровые телефонные погремушки от LinkSys (9100, 3102) -- сервер и оцифровщик телефонной линии
  • Cisco свичи и фаервол. 
  • Стримеры LTO2 и LTO3
  • Некоторое DV-видеооборудование в студии
Дальше вы попадаете в классическую ситуацию "устроился на работу": перед вами задача (она будет вполне конкретной, хотя и допускает творчество в интерпретации, если результат достигается), железка, вперед разбираться. 
Не верьте тем, кто говорит, что вам всегда будут давать детальное ТЗ и вы будете всё знать, что нужно для его реализации -- это вам про работу дворников рассказывают. Инженером быть куда веселее -- надо дотумкать самостоятельно. Разумеется, у вас есть "звонок другу", "помощь зала" и все такое, но цель и сроки фиксированы. В реальной жизни ещё и цели по ходу меняются. 

В общем, этот путь -- для практиков, этапов будет несколько. Всё это не отменяет необходимости документирования -- не поверите, это не в институте придумали, что надо писать отчеты, хотя формы отчетности бывают разные, не всегда такие занудные, как у курсовых. 

2. Создание информационного продукта

Здесь я имею в виду совершенно конкретный проект, который будет делаться безотносительно вашего участия в нем. Просто так совпало, что есть возможность включиться и набраться опыта. Я буду делать печатную версию конспектов по КГ, но не просто верстку того, что выкладывал для вас на сайте, а поинтереснее. Когда-то я работал в типографии дизайнером, так что кое-что подсказать смогу, хотя, за 11 лет много изменилось. :) 
Другой параллельный проект -- по мотивам того же курса будет делаться видеоверсия для одной из образовательных платформ. Поскольку про Курсеру пока только разговоры ходят, а до дела не доходит, попрактикуемся на чем попроще. Здесь тоже будет, чем заняться: от иллюстраций до технологии видеопроизводства. По идее, эта тема более подходит для 4 курса, у них специализация по этой теме, но лучше уж я вам это предложу. 

3. Создание программного продукта

Я уже привык, что наши студенты или ныряют в песок при слове "программирование" или задирают нос и шлангируют работу в институтских проектах, если уже без ошибок умеют писать "Hello world!" и строчат .....код где-то на стороне. Сразу определимся: я никого заставлять не собираюсь. Или вы горите желанием сделать что-то не-просто-учебное здесь и сейчас, или вы не занимаете моё, своё и компьютерное/лабораторное время. И сделать я для вас могу не так много: поставить задачу, разобрать с вами варианты решения на весьма общем уровне. Если вы упираетесь в какую-то проблему, мы можем придумать варианты решения, но ловить блох в вашем коде я а) не умею и б) если бы и умел -- это неправильно. См. п. 1, не всегда рядом люди, которые готовы с вами ковыряться, зато всегда рядом интернет, где есть форумы, как правило, зарубежные -- развивайте навыки коммуникации, поиска информации и осваивайте технологии. Все, про что этот курс и наша кафедра вообще. 
Задания будут, скорее всего, из следующих областей: 
  • Малая офисная автоматизация. Для примера могу вам предложить довести до ума весь тот учет, что был на курсе КГ. Эти таблички вам уже знакомы, что-откуда-почему -- вы знаете. На выходе -- рабочий набор инструментов для ведения такого же курса. Мне этим все равно заниматься. Это не программирование даже, хотя, какие-нибудь скриптики пригодятся. Такие задачки возникают регулярно по жизни, так что навык все равно полезный.
  • Облачные сервисы. Есть давняя затея, которая так и не реализована: как сделать безграничный видеоархив на базе существующих веб-сервисов. Задачка скорее занятная, чем сложная, но в реальном мире всегда найдется какая-нибудь закавыка, видео здесь -- повод, а не цель. Просто есть этот архив с терабайтами данных, есть понятная область применения, но в целом тема более универсальная. Подробности -- интересующимся.
  • AI и распознавание. Единственный оставшийся полуживой проект -- Автокамера. Около него можно найти себе место в разработке. Задачи есть очень разные, поэтому про него отдельно. Но правило простое: с пропадающими личностями и нытиками никто работать не будет. Взялся -- вывернись наизнанку, но доведи задачу до решения. 
  • Веб-платформы. Есть один живой и совсем не в МИЭМе проект, его автор -- некогда наш преподаватель и мой сокурсник. В проекте есть направление, пока никем не занятое -- нужно запустить свою платформу для онлайн-курсов. Есть готовая open-source платформа eDX, дальше конь не валялся. Самое оно освоиться с веб-технологиями. Когда-то я примерно так и делал -- за 3 недели с полного нуля, потом 5 лет этим занимался, но как инструментом, а не целью. Требования те же -- шлангизм недопустим. 
  • Веб-администрирование. Вот ещё в тему веб-технологий -- самое их нутро. Реальный проект -- консервация Auditory.ru. Опыту наберетесь -- мало не покажется. Не уверен, что вы представляете, что там на самом деле, но гарантирую -- это, как говорят англичане,  challenging job. Хотели веб? Вот. Ответственность и настойчивость в достижении целей -- обязательный минимум качеств, остальное можно освоить. 
  • ... и так далее.

4. Исследовательская работа и отчеты о проектах

Сейчас эта тема вам покажется наинуднейшей. Но давайте вспомним первое эссе. Как-то все притихли, когда я на следующей после него лекции сказал, зачем на самом деле была эта затея. Думаете, я забыл или забил? Нет. И я считаю, что будет просто глупо не отжать несколько повышенных академических стипендий! Хоть просто из спортивного интереса. Но даже если у вас не так всё прекрасно с учебой и даже обычной стипендии нет, то все равно -- умение вести исследования или грамотно ставить эксперимент и представлять в академическом стиле свой проект -- это полезно. Как минимум -- для диплома, но вообще-то и по жизни. Бизнес-стиль тоже можно освоить, но сначала давайте хоть что-то сделаем, что можно представить, а уж про стартапы потом поговорим, тут я могу кой-чего вам рассказать из практики.

Итак, если вы в это погружаетесь, то тут два пути: 
  • Исследование. Вы копаете со всей дотошностью, вы ориентируетесь в теме после своих раскопок, причем, стартовая страница для вас тут не Google, а Library.hse.ru. Хотя, и в Гугле тоже надо уметь искать и фильтровать. Для тех, кто определится, я придумаю темы, которые были бы не просто так, а с пользой и могли быть потом опубликованы, а вам пошли ещё и в дипломы (долго ли осталось?).
  • Разработка. Вот сделали вы что-то. Дальше-то что? Надо грант получить или статью шлепнуть (это магистрам и аспирантам актуальнее). Разумеется, сначала нужен проект.

5. Ваше представление в Сети

Это общекультурная тема, а не тема чьего-то погружения. Погрузитесь, кому интересно, сами и институт тут не причем. Но есть общие правила и best practice, о которых большинство в вашем возрасте/статусе не задумывается, а пора бы. Обсудим, потренируемся. Если у кого есть фобии по части соцсетей и прочего представления себя общественности, я не настаиваю -- дело ваше.

Тем, кто мимо

Из всей этой простыни текста можно сделать вывод: чем-то заниматься придется. Причем, обеспеченность курса методическими материалами, преподавателями и помещениями вообще никакая. Чтобы преуспеть здесь, нужно собраться и чего-то очень хотеть, обычное "проходить-и-сдавать" вызовет только конфузы и конфликты. Да и критерии успешного завершения как-то не раскрыты.

Так вот. Давайте сразу договоримся: вот КГ -- это общая обязаловка. Я постарался сделать так, чтобы она была безболезненной для тех, кто только по велению свыше что-то делает, и сколько-нибудь полезной для тех, кто чем-то интересуется сам, без пинка. Но "курс по выбору" (да, я понимаю, что выбирали вы между названиями, а не программами курса) -- это все-таки другой жанр. Чтобы как-то компенсировать потенциальное наличие "слишком занятых", "очень далеко живущих", "вообще другим интересующихся" и других личностей, которые на себя отвлекают много внимания, при этом не в коня будет корм, предлагаю такую схему: 
  • Будет программа-минимум, которая гарантирует 4-6 баллов в зачете и закроем на этом формальности. Отчитались -- молодцы. Не отчитались -- ну тут уж вам никто не поможет.
  • Будет возможность одуматься и чем-то заняться. Там уж -- как будете догонять. 
  • Для всех, кто включается в работу, критерии успешного выполнения прописываются индивидуально. У вас будет почти индивидуальный учебный план в рамках этого курса. Поэтому сразу хочу предупредить -- объём работы и сложность будут отличаться. Результаты могут быть очень разного уровня при близких оценках. Здесь оценочная справедливость не очень работает, одной гребенкой не обойтись. 

Мои цели 

Этого вам обычно преподаватели не рассказывают. Чаще всего потому, что нет у них никаких целей. А у меня... да как будете работать. 10 лет назад я запустил один эксперимент, который имел в сети отражение в виде портала Auditory.ru, скоро у этого проекта юбилей и отмечаем мы его сворачиванием остатков. Но эксперимент получился на славу -- такой яркой жизни в институте я себе и представить не мог. На лекции расскажу одну историю -- если увидите в ней себя, ну, может поработаем. Если нет -- с вас и спроса нет, никто не заставляет. 
Если кратко -- сейчас тот самый момент, когда старое разрушилось, а нового еще нет. Эпоха перемен, в которой не дай бог жить. Но в которой легче всего выделиться. Порог вхождения в историю минимальный. Вы можете стать первыми, кто задаст уровень, культуру и дух кафедры или чего будет угодно (все-таки в МИЭМ за обучение отвечает кафедра и это главная структурная единица). Не той кафедры, которая была несколько лет назад и где не было большой разницы между студентами и половиной состава преподавателей, потому что они сами были или студентами или недавними выпускниками, что видно по фотографиям на стене -- они застыли по состоянию на 2009 год. Это всё не может касаться сразу всех-и-каждого. Но критическая масса должна сложиться, без этого бесполезно призывать и тянуть. И это нелегкий путь, сильно сложнее, чем привести в порядок аудиторию, чтобы потом там пить чай. Боюсь, миэмовского мимимишного комфорта для студентов уже не будет, будут работа и результаты. Или ничего. 
Зачем это мне? Для реализации идей. Очень много интересных идей было погребено под словом "почти". И под задранными носами. И под рассеянным руководством. У нас насыщенная история, не только успехами и не только радостями жизни. Только есть разница с тем временем, когда я запускал эту затею впервые -- сейчас мне не 24 года и у меня не так уж много времени и сил, больше других забот. Больше опыта, но оттого меньше энтузиазма. Зато у вас много больше возможностей, чем было у студентов 10 лет назад. И вам всё так же около 20. То есть, повторить не получится, но это и не требуется. 
И еще -- опять нужно осушить болото. Сейчас кафедра -- ещё большее болото, чем она была, когда я учился. Только тогда не с чем было сравнивать. 

Разделение по группам

Для тех, кто еще с нами. 
Как же будем делиться по группам? Предлагаю такой подход: я запускаю анкету, в которой кратко представлены направления работы. Группы по ним и сгруппируетесь. Например, тем, кто с железками работает не резон быть в той же группе с теми, кто ваяет видеокурс или книгу, зато с программистами и веберами -- очень даже полезно, потому что частично вы пересечетесь по темам.

Кто дочитал -- молодец :) 

2 комментария:

  1. Осилил. Будем пить чай посреди болота, попутно раскручивая видеоаппаратуру, закапывая auditory и дорабатывая дизайн проходимого курса для следующих поколений)) Получилось, конечно же, многообещающе, не терпится приступить. При этом: imho, выбор темы будет проходить точно так же, как и дисциплины - по названию, в связи с этим хочется уточнить способы обсуждения, ведь на первой лабе уже предполагается точно знать свою цель (знаю, что можно написать письмо, или пробраться на кафедру, возможно даже при этом никто не станет бить ногами; вдруг упустил чего).

    offtopic:
    Странная штука: с самого рождения все, абсолютно все окружающие люди, близкие и не очень, успешные и "вот-вот, завтра, того и гляди, заживём", живые или уже со страниц описывающей их историю литературы, повторяют свою версию идеи "В таком-то возрасте да с такими возможностями, эх вы..". Складывается впечатление, что без горького опыта научиться теоретически возможно, но никто такого чуда не встречал. Поэтому такая проникновенная и мотивирующая статья, внезапно, умножает печаль и вселяет ощущение беспомощности и обречённости.
    Кстати, есть ли возможность в blogger'e настраивать добавление спойлеров в комментарии? Либо я слеповат, либо схема очень хитрая


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Все мы погрязли в болоте, но некоторые из нас смотрят на звезды" - Оскар Уайльд. Из этого и будем исходить.

      Способы обсуждения -- какие вам удобны. Хотите здесь, хотите в контактике, хотите -- во вторник или среду после занятий на кафедре (я после 16 во вторник и после 15 в среду освобожусь).

      Темы я могу раскрыть, но до определенного уровня. Не потому, что навожу таинственность, ни разу. Просто есть рабочие проекты, которые идут или намечаются -- это книжка, видеокурс и автокамера, есть темы "хорошо бы студентам руками это потрогать" -- это телефония и сети. Есть испускающая дух видеостудия, которая, тем не менее, может быть хорошим "условием задачи", потому что окружение формирует понимание, находясь вне его нелегко понять задачу и найти адекватное решение. Это отчасти следует из бородатого выражения "бытие определяет сознание" не менее бородатого автора. Но каждый из вас имеет свои представления о том, что такое хорошо/интересно/нужно/ненужно/полезно/затратно и все мои предложения, так себе обеспеченные усилиями по впихиванию в вас чего-либо, вы будете рассматривать с этих позиций, а не с каких-то универсальных. И здесь хотелось бы сразу отделить тех, у кого позиция "так, что там надо на зачетик? Ага, и я побежал по делам". Бегите. Это курс по выбору, каким бы ни были условия выбора. Здесь -- только для тех, кто сам. Кого вынудили обстоятельства -- не отнимайте внимание, время и ресурсы. Вот главный посыл и он не про разделение подгрупп, он про отделение тех, кому не нужно. Это нормально, что не всем нужно -- странно было бы иначе. И это не приговор, это решение здесь и сейчас.

      Все это слова, на деле же давайте или во вторник-среду встречаться (желательно, и коллегам из УК тоже), или напишите хотелки-мечталки. Я думал было зарядить опрос, но понимаю, что так задать вопросы, чтобы получить на них решающие нашу первую задачу ответы -- это высший пилотаж.

      Удалить