На лекции я вам говорил, что, будучи бакалаврами, вы получаете не специальность, а обучаетесь по направлению и в двух словах объяснил разницу. Чтобы эта разница не так вас печалила, хочу добавить, что с получением профессии в вузе и далее на всю жизнь тоже не всё так гладко. Возможно, в индустриальный век или раньше это и работало бы, но сейчас... откуда нам знать, какие специалисты будут востребованы через, скажем, 30 лет? Обычно абитуриентам, приходящим на день открытых дверей, я говорю, что тех профессий, на которых будет работать значительное число из вас после выпуска, ещё не существует и задача вуза не вдолбить вам знания, которые устареют уже к защите диплома, а научить эти знания добывать самостоятельно и тогда, когда они понадобятся. А для этого нужны хорошая база и широкий взгляд. Это необходимые условия.
Длинный пост под катом.
Просто для иллюстрации: я поступил в институт в 1996 и закончил в 2002. За это время:
Длинный пост под катом.
Просто для иллюстрации: я поступил в институт в 1996 и закончил в 2002. За это время:
- В обиходе появился интернет по модему.
- Fidonet стал широко распространен и набрал значительное число участников, перешел на IP-связь и растворился в интернете. Все учебные материалы мы распространяли по Фидо, интернет в мы себе позволить не могли, да и связь была отвратительного качества.
- Сотовый телефон перестал быть атрибутом роскоши и был уже у всех, кому он был нужен (бабушка с телефоном всё ещё была персонажем анекдотов)
- Компьютеры появились почти во всех домах, где они могли бы пригодиться и перестали быть специализированным устройством. У домашних пользователей появились принтеры и сканеры. Домашняя периферия всё ещё была так себе качеством, но компьютер стал полнофункциональным устройством.
- Видеомагнитофон VHS уступил место DVD.
- Музыка в формате MP3 и плееры с его поддержкой стала широко распространены. Появились в широком распространении и пошли на спад портативные проигрыватели CD/CD-MP3.
- Появился MPEG4, DivX/Xvid, и, под занавес периода (или сразу после), – H.264. Видео на компьютере стало не экзотикой, а нормальным, хотя и пока не столь качественным, как DVD, способом просмотра фильмов. Пиратские DivX фильмы разбежались по сетям и полки в домах заполнились нарезными дисками.
- Обработка видео на компьютере перешла из узкопрофессиональной области и специальной техники на бытовые компьютеры.
- Носители: 5.25" дискеты отошли ещё в середине 90х, до начала 2000х они остались в качестве "отдаваемого носителя" и всё ещё было, куда их засунуть. Позже отдавать документ на дискете было уже неприлично -- запишите на диск. В середине 90х CD-привод был не на каждой машине, но к 96-97 году они появились почти везде, а саморезный диск был поначалу дорогим удовольствием: мой лицейский диплом был записан на CD и болванка стоила $10, была очень капризной, запись длилась около часа и сопровождалась запахом жженого лака. Появились флешки и распространился USB1.1 и следом -- 2.0. То есть, до этого не было "горячих" интерфейсов в компьютере. В 2000х DVD-RW вытеснил сидюки, оставаясь дешевым "отдаваемым" носителем. Флешки были всё ещё дороги.
- Метро в Москве отказалось от жетончиков и проездных, которые показывались бабушке у турникета, и перешло к магнитным билетам.
- В широкое использование вошли банковские карты. Дебетные. В основном, потому что в конце 90х на них стали перечислять зарплату и стипендии. Нам выдали Maestro в 97.
- Частота процессора в типичном компьютере выросла на порядок: в 97 году я поменял 486 с частотой 66 МГц на Pentium 166, перед дипломом купил Celeron 1700.
- Появились такие профессии, как "веб-мастер", "веб-дизайнер".
- Появились Яндекс и Гугл. Да и вообще много чего в интернете.
- Появились электронные магазины. В России они работали с традиционным презрением к клиенту (полчаса по модему заполняешь корзину, потом выясняется, что принять оплату с именно твоей карточки они не могут, Ozon вез книжки месяц и в итоге отказывался от заказа). Но это был первый шаг к развитию коммерции в интернет. Сейчас какой-нибудь Утконос, который таким же образом относится к своим заказчикам, посылается лесом и находится более обязательный поставщик -- их десятки.
- Появилась аська. Первый всенародный месенджер. Был и MSN, но в наших краях он был непопулярен.
- Электронная почта превратилась в обязательный контакт на визитке.
- Факсы потеряли свою актуальность и остались "для совместимости". Они и до сих пор стоят в офисах, но принимают преимущественно спам от факс-рассылок.
- Самодельные домовые сети, которые строили любители, стали организовываться в коммерческие домовые сети. Мои сокурсники кидали воздушки через троллейбусные провода, но вскоре они потеряли актуальность -- по домам начали тащить сети, хотя повсеместно они распространились в середине 2000х.
- Из вышесказанного: компьютер превратился из вычислительной машины в коммуникационное устройство. Эту важную перемену не все вовремя заметили.
- Появилась цифровая фотография. В лабораториях она появилась задолго до этого, но в 97 году Reuters закупила цифровые задники для фотокамер Kodak для своих корреспондентов, а в 2000-2001 началась эра цифромыльниц. Моя первая цирокамера Oplympus C1 с разрешением 1920х1080 вызывала недоумение у некоторых сокурсников в 2001, хотя, через 3-4 года все они снимали на "цифру".
- В 98 году произошел экономический кризис в России, а в 2000-2001 "крах доткомов" в Штатах. Это серьёзно перетряхнуло вальяжный и наживающий легкие деньги рынок ИТ-услуг. Но даже после этого непрофессиональные и некачественные услуги продолжали приносить деньги и это продолжилось и продолжается до сих пор. Профессионализм у айтишников не в почете.
Я могу долго продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы сформировать картину за определенный период времени. Вы учитесь меньше, но и за ваши четыре года многое изменится, что вы не сразу осознаете, но это существенно повлияет на спрос на рынке труда. Можно читать аналитику на всяких профильных порталах, но помните, что и они не пророки. Вот, сравним:
В сентябре 1994 года на лекции по введению в специальность в лицее наш научный директор рассказывал следующие сказки. Сразу скажу, слушали мы его с легкой улыбкой, вы бы меня поняли, если бы видели, что происходило в ИТ-области в то время (я даже видел интернет в 94 году -- в терминале, по Gopher), но, поскольку в это время вы как раз были заняты более жизненными во всех смыслах делами, есть вероятность, что несуразность услышанного, вам ощутить будет проблематично.
- Появятся бытовые компьютеры дешевле 500 долларов (так себе компук из левых деталей стоил около 1300-1500);
- Они будут способны показывать видео по качеству не хуже магнитофона (тогда VHS был ещё эталоном, а о том, что эфирное ТВ на самом деле намного круче качеством, мы не догадывались -- с антенны приходило больше шума, чем сигнала. Все равно, надо понимать, что тогда существовал только MPEG1, а где-то далеко 2 года назад появился MPEG2, но его никто не видел ещё, коммуникации были отвратительными, а лучшим видеоносителем был видеодиск -- красивый, но неудобный, размером с виниловую пластинку). И еще: в 94 году звук в писюке был большой редкостью. Я SoundBlaster докупил в него только через год. На маках звук был изначально, но где были маки и где были мы?
- Эти компьютеры смогут ещё и редактировать видео! (без комментариев)
- Они будут портативными и даже карманными (молчание. Здесь надо добавить: в лицее был класс ноутбуков 486 с монохромными матрицами и трекболлами, тачпадов тогда ещё не придумали. Поверить, что эти недокомпьютеры, которые имеют тот же процессор, что десктопы в соседнем классе, но тормозят и показывают невменяемую картинку, могут быть полезны в чем-то, кроме набора текста, было сложно. Мы ещё в танчики с дискетки играли на них :)
- Мы будем общаться в сети, совершать там покупки и получать информацию, которая до сих пор была доступна только из СМИ. (здесь, кстати, было понятнее -- про Фидо некоторые из нас хотя бы слышали. Через год я сам попал в эту историю. Это вам не чятики-в-интернетиках.
В общем, хорошо, что я не пропустил эту лекцию. Потом год за годом наблюдал, как она сбывается.
А вот интересный список "профессий будущего", составленный аналитиками. Это фрагмент из книги "Всеобщий альманах будущего" (The Omni Future Almanac), изданной в 1982 году. Итак, какие специалисты должны были быть востребованы в наше время по мнению авторов книги и какие не состоялись? Что не учли авторы? Какие области нашей жизни и соответствующие им занятия и специальности остались вообще за кадром?
- Ассистент в лаборатории криогеники
- Оператор лазера
- Дизайнер голограмм
- Эксперт по мутациям
- Специалист по искусственному интеллекту
- Менеджер по продажам продуктов генной инженерии
- Регулировщик движения в космосе
- Дизайнер аэрокосмического оборудования
- Специалист по симулированию процессов
- Врач-клонолог и медсестра-ассистент при клонировании
- Координатор телеконференций
- Оператор автоматизированных систем безопасности на заводах
- Конструктор органических компьютеров
- Пилот гибридных летательных аппаратов
- Специалист по отладке компьютерных программ
- Техник-оцифровщик
- Специалист по мазерам (разновидность квантовых генераторов, - Esquire)
- Эксперт по добыче кремния
- Космогеограф
- Техник-оптоволоконщик
- Специалист по ремонту компьютеров, управляемых голосом
- Директор музея компьютеров
- Специалист по глубоководному бурению
- Археолог-подводник
- Оператор батискафов
- Специалист по маркетингу микроволновых устройств
- Писатель-абстракционист
- Специалист по автоматизированному бурению тоннелей
- Инженер по видеосистемам
- Техник по системам дистанционного ухода за больными
- Программист систем автоматизированного черчения
- Специалист по переобучению роботов
- Эксперт по биофермам
- Хирург-специалист по замене органов на искусственные
- Машинист высокоскоростных поездов
- Техник по переработке материалов
- Инженер-технолог кодирования речи
- Специалист по продажам приспособлений для сонаров
- Техник-контролер автоматизированного промышленного производства
- Разработчик поездов на магнитной подушке
- Техник по ремонту шаттлов
- Техник по приборам с зарядовой связью
- Инженер спортивного оборудования
- Специалист по биологической истории
- Специалист по программному коду
Не понял что за связь подразумевалась в п.42, но все профессии обозначенные в списке так или иначе существуют. С некоторыми допущениями и переформулировками, но да. С большой частью из них сейчас занимаются не люди, а компьютеры.
ОтветитьУдалитьЕдинственное утешение в том, что эти компьютеры все равно нужно будет кому-то обслуживать)
Именно п. 42 мне больше всего и понравился. Видимо, это теперь фотограф и видеооператор :)
УдалитьСуществуют не столько профессии, сколько области деятельности. Но в топе ли они? Какие-то направления они предсказали (оператор телеконференций -- ага, будут персональные-групповые коммуникации в массовом обиходе!), но в целом они пропустили практически весь интернет. Хотя сети к тому времени существовали и активно использовались. А теперь это кровь экономики. Или вот игровая индустрия: ведь видеоигры тогда уже были. Более того, они были популярны, распространены и существовали, как отдельный класс устройств, как и сейчас, но монопольно. Не было варианта, как ещё запустить видеоигру (они потому видео-играми и назывались, что не компьютеры их запускали, а приставки к телеку).