воскресенье, 17 ноября 2013 г.

О профессиях

На лекции я вам говорил, что, будучи бакалаврами, вы получаете не специальность, а обучаетесь по направлению и в двух словах объяснил разницу. Чтобы эта разница не так вас печалила, хочу добавить, что с получением профессии в вузе и далее на всю жизнь тоже не всё так гладко. Возможно, в индустриальный век или раньше это и работало бы, но сейчас... откуда нам знать, какие специалисты будут востребованы через, скажем, 30 лет? Обычно абитуриентам, приходящим на день открытых дверей, я говорю, что тех профессий, на которых будет работать значительное число из вас после выпуска, ещё не существует и задача вуза не вдолбить вам знания, которые устареют уже к защите диплома, а научить эти знания добывать самостоятельно и тогда, когда они понадобятся. А для этого нужны хорошая база и широкий взгляд. Это необходимые условия.

Длинный пост под катом.

Просто для иллюстрации: я поступил в институт в 1996 и закончил в 2002. За это время:

  • В обиходе появился интернет по модему. 
  • Fidonet стал широко распространен и набрал значительное число участников, перешел на IP-связь и растворился в интернете. Все учебные материалы мы распространяли по Фидо, интернет в мы себе позволить не могли, да и связь была отвратительного качества.
  • Сотовый телефон перестал быть атрибутом роскоши и был уже у всех, кому он был нужен (бабушка с телефоном всё ещё была персонажем анекдотов)
  • Компьютеры появились почти во всех домах, где они могли бы пригодиться и перестали быть специализированным устройством. У домашних пользователей появились принтеры и сканеры. Домашняя периферия всё ещё была так себе качеством, но компьютер стал полнофункциональным устройством.
  • Видеомагнитофон VHS уступил место DVD. 
  • Музыка в формате MP3 и плееры с его поддержкой стала широко распространены. Появились в широком распространении и пошли на спад портативные проигрыватели CD/CD-MP3.
  • Появился MPEG4, DivX/Xvid, и, под занавес периода (или сразу после), – H.264. Видео на компьютере стало не экзотикой, а нормальным, хотя и пока не столь качественным, как DVD, способом просмотра фильмов. Пиратские DivX фильмы разбежались по сетям и полки в домах заполнились нарезными дисками.
  • Обработка видео на компьютере перешла из узкопрофессиональной области и специальной техники на бытовые компьютеры. 
  • Носители: 5.25" дискеты отошли ещё в середине 90х, до начала 2000х они остались в качестве "отдаваемого носителя" и всё ещё было, куда их засунуть. Позже отдавать документ на дискете было уже неприлично -- запишите на диск. В середине 90х CD-привод был не на каждой машине, но к 96-97 году они появились почти везде, а саморезный диск был поначалу дорогим удовольствием: мой лицейский диплом был записан на CD и болванка стоила $10, была очень капризной, запись длилась около часа и сопровождалась запахом жженого лака. Появились флешки и распространился USB1.1 и следом -- 2.0. То есть, до этого не было "горячих" интерфейсов в компьютере. В 2000х DVD-RW вытеснил сидюки, оставаясь дешевым "отдаваемым" носителем. Флешки были всё ещё дороги. 
  • Метро в Москве отказалось от жетончиков и проездных, которые показывались бабушке у турникета, и перешло к магнитным билетам. 
  • В широкое использование вошли банковские карты. Дебетные. В основном, потому что в конце 90х на них стали перечислять зарплату и стипендии. Нам выдали Maestro в 97. 
  • Частота процессора в типичном компьютере выросла на порядок: в 97 году я поменял 486 с частотой 66 МГц на Pentium 166, перед дипломом купил Celeron 1700. 
  • Появились такие профессии, как "веб-мастер", "веб-дизайнер". 
  • Появились Яндекс и Гугл. Да и вообще много чего в интернете.
  • Появились электронные магазины. В России они работали с традиционным презрением к клиенту (полчаса по модему заполняешь корзину, потом выясняется, что принять оплату с именно твоей карточки они не могут, Ozon вез книжки месяц и в итоге отказывался от заказа). Но это был первый шаг к развитию коммерции в интернет. Сейчас какой-нибудь Утконос, который таким же образом относится к своим заказчикам, посылается лесом и находится более обязательный поставщик -- их десятки. 
  • Появилась аська. Первый всенародный месенджер. Был и MSN, но в наших краях он был непопулярен.
  • Электронная почта превратилась в обязательный контакт на визитке. 
  • Факсы потеряли свою актуальность и остались "для совместимости". Они и до сих пор стоят в офисах, но принимают преимущественно спам от факс-рассылок.
  • Самодельные домовые сети, которые строили любители, стали организовываться в коммерческие домовые сети. Мои сокурсники кидали воздушки через троллейбусные провода, но вскоре они потеряли актуальность -- по домам начали тащить сети, хотя повсеместно они распространились в середине 2000х.
  • Из вышесказанного: компьютер превратился из вычислительной машины в коммуникационное устройство. Эту важную перемену не все вовремя заметили.
  • Появилась цифровая фотография. В лабораториях она появилась задолго до этого, но в 97 году Reuters закупила цифровые задники для фотокамер Kodak для своих корреспондентов, а в 2000-2001 началась эра цифромыльниц. Моя первая цирокамера Oplympus C1 с разрешением 1920х1080 вызывала недоумение у некоторых сокурсников в 2001, хотя, через 3-4 года все они снимали на "цифру". 
  • В 98 году произошел экономический кризис в России, а в 2000-2001 "крах доткомов" в Штатах. Это серьёзно перетряхнуло вальяжный и наживающий легкие деньги рынок ИТ-услуг. Но даже после этого непрофессиональные и некачественные услуги продолжали приносить деньги и это продолжилось и продолжается до сих пор. Профессионализм у айтишников не в почете. 
Я могу долго продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы сформировать картину за определенный период времени. Вы учитесь меньше, но и за ваши четыре года многое изменится, что вы не сразу осознаете, но это существенно повлияет на спрос на рынке труда. Можно читать аналитику на всяких профильных порталах, но помните, что и они не пророки. Вот, сравним: 

В сентябре 1994 года на лекции по введению в специальность в лицее наш научный директор рассказывал следующие сказки. Сразу скажу, слушали мы его с легкой улыбкой, вы бы меня поняли, если бы видели, что происходило в ИТ-области в то время (я даже видел интернет в 94 году -- в терминале, по Gopher), но, поскольку в это время вы как раз были заняты более жизненными во всех смыслах делами, есть вероятность, что несуразность услышанного, вам ощутить будет проблематично.
  • Появятся бытовые компьютеры дешевле 500 долларов (так себе компук из левых деталей стоил около 1300-1500);
  • Они будут способны показывать видео по качеству не хуже магнитофона (тогда VHS был ещё эталоном, а о том, что эфирное ТВ на самом деле намного круче качеством, мы не догадывались -- с антенны приходило больше шума, чем сигнала. Все равно, надо понимать, что тогда существовал только MPEG1, а где-то далеко 2 года назад появился MPEG2, но его никто не видел ещё, коммуникации были отвратительными, а лучшим видеоносителем был видеодиск -- красивый, но неудобный, размером с виниловую пластинку). И еще: в 94 году звук в писюке был большой редкостью. Я SoundBlaster докупил в него только через год. На маках звук был изначально, но где были маки и где были мы? 
  • Эти компьютеры смогут ещё и редактировать видео! (без комментариев)
  • Они будут портативными и даже карманными (молчание. Здесь надо добавить: в лицее был класс ноутбуков 486 с монохромными матрицами и трекболлами, тачпадов тогда ещё не придумали. Поверить, что эти недокомпьютеры, которые имеют тот же процессор, что десктопы в соседнем классе, но тормозят и показывают невменяемую картинку, могут быть полезны в чем-то, кроме набора текста, было сложно. Мы ещё в танчики с дискетки играли на них :)
  • Мы будем общаться в сети, совершать там покупки и получать информацию, которая до сих пор была доступна только из СМИ. (здесь, кстати, было понятнее -- про Фидо некоторые из нас хотя бы слышали. Через год я сам попал в эту историю. Это вам не чятики-в-интернетиках. 
В общем, хорошо, что я не пропустил эту лекцию. Потом год за годом наблюдал, как она сбывается. 
А вот интересный список "профессий будущего", составленный аналитиками. Это фрагмент из книги "Всеобщий альманах будущего" (The Omni Future Almanac), изданной в 1982 году. Итак, какие специалисты должны были быть востребованы в наше время по мнению авторов книги и какие не состоялись? Что не учли авторы? Какие области нашей жизни и соответствующие им занятия и специальности остались вообще за кадром?  
  1. Ассистент в лаборатории криогеники
  2. Оператор лазера
  3. Дизайнер голограмм
  4. Эксперт по мутациям
  5. Специалист по искусственному интеллекту
  6. Менеджер по продажам продуктов генной инженерии
  7. Регулировщик движения в космосе
  8. Дизайнер аэрокосмического оборудования
  9. Специалист по симулированию процессов
  10. Врач-клонолог и медсестра-ассистент при клонировании
  11. Координатор телеконференций
  12. Оператор автоматизированных систем безопасности на заводах
  13. Конструктор органических компьютеров
  14. Пилот гибридных летательных аппаратов
  15. Специалист по отладке компьютерных программ
  16. Техник-оцифровщик
  17. Специалист по мазерам (разновидность квантовых генераторов, - Esquire)
  18. Эксперт по добыче кремния
  19. Космогеограф
  20. Техник-оптоволоконщик
  21. Специалист по ремонту компьютеров, управляемых голосом
  22. Директор музея компьютеров
  23. Специалист по глубоководному бурению
  24. Археолог-подводник
  25. Оператор батискафов
  26. Специалист по маркетингу микроволновых устройств
  27. Писатель-абстракционист
  28. Специалист по автоматизированному бурению тоннелей
  29. Инженер по видеосистемам
  30. Техник по системам дистанционного ухода за больными
  31. Программист систем автоматизированного черчения
  32. Специалист по переобучению роботов
  33. Эксперт по биофермам
  34. Хирург-специалист по замене органов на искусственные
  35. Машинист высокоскоростных поездов
  36. Техник по переработке материалов
  37. Инженер-технолог кодирования речи
  38. Специалист по продажам приспособлений для сонаров
  39. Техник-контролер автоматизированного промышленного производства
  40. Разработчик поездов на магнитной подушке
  41. Техник по ремонту шаттлов
  42. Техник по приборам с зарядовой связью
  43. Инженер спортивного оборудования
  44. Специалист по биологической истории
  45. Специалист по программному коду

2 комментария:

  1. Не понял что за связь подразумевалась в п.42, но все профессии обозначенные в списке так или иначе существуют. С некоторыми допущениями и переформулировками, но да. С большой частью из них сейчас занимаются не люди, а компьютеры.
    Единственное утешение в том, что эти компьютеры все равно нужно будет кому-то обслуживать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно п. 42 мне больше всего и понравился. Видимо, это теперь фотограф и видеооператор :)

      Существуют не столько профессии, сколько области деятельности. Но в топе ли они? Какие-то направления они предсказали (оператор телеконференций -- ага, будут персональные-групповые коммуникации в массовом обиходе!), но в целом они пропустили практически весь интернет. Хотя сети к тому времени существовали и активно использовались. А теперь это кровь экономики. Или вот игровая индустрия: ведь видеоигры тогда уже были. Более того, они были популярны, распространены и существовали, как отдельный класс устройств, как и сейчас, но монопольно. Не было варианта, как ещё запустить видеоигру (они потому видео-играми и назывались, что не компьютеры их запускали, а приставки к телеку).

      Удалить